Нанс Светланыч (the_nans) wrote,
Нанс Светланыч
the_nans

Category:

Мой self-briefing

Внезапно оказалось, что для предполетной подготовки я, сама того не замечая, делаю дофига неочевидных вещей и использую кучу ресурсов, без которых бы, честно говоря, было бы сильно печальнее.
Итак, делюсь. Как я провел лето. Как я готовлюсь к полетам.

1. Штилевой расчёт
Для счастливых обладателей яблока - программа AirNavigation Pro, за эту штуку стоит заплатить один раз, чтобы потом не париться вообще. Помимо бесплатной информации о путевых точках, площадках и воздушных пространствах, бесплатных VFR- карт OpenStreet Map и данных о высотах по маршруту, дает возможность пользоваться платными подложками для IFR-маршрутов. Умеет данные о расходе топлива, запись маршрута и полетного времени, вообще похожа на карманный EFIS, бесценна в качестве вспомогательного средства навигации. Говорят, умеет быть авиагоризонтом, но я ее так ни разу и не откалибровала для этой задачи.

Для Android есть программа Soviet Military Maps, бесплатная сама по себе но с кучей платных данных, без которых по ней летать всё же непросто. В платном варианте предпочитается вертолетчиками румынских МЧС, от которых я про неё и узнала.

Если ни того ни другого нет, а лететь всё же надо, помогут сайты
По России и СНГ:
http://fpln.ru - Хорошо знает площадки, аэродромы, МВЛ, рельеф местности, имеет связь с другим полезным сайтом
http://maps.aopa.ru - большая база аэродромов и вертодромов по России, с возможностью экспорта данных в PDF. Иногда там даже бывают схемы площадок и фото с воздуха, чтобы не просвистеть мимо.

По Европам:
http://skyvector.com - по остальной части земного шара. Минус Скайвектора в том, что аэропорты он в основном знает международные, и только по Европе и Америке более-менее большинство. Зато умеет считать поправки к курсу/скорости на ветер, высоту, температуру и давление при составлении навигационного расчета. Данные о ветре получает сам.. откуда-то, но довольно достоверные..

2. Погода по маршруту
Опять же, для счастливых яблочников - MeteoEarth ещё жива и ещё умеет предоставлять данные о ветрах, облачности и осадках. Эта штука отлично показала себя на Шелковом Пути, в Грузии и несколько раз до этого. Дает представление о погоде по маршруту на заданном эшелоне полета или только приземные условия(бесплатная версия).
Тот же AirNavigation Pro дает METAR/TAF по аэродромам, с переводом на человеческий, если вы вдруг(а зря!) не умеете читать исходник.

В Интернете:
http://ogimet.com/gramet_meteo.phtml.en - немного замороченный способ получить погоду по маршруту, зато с очень наглядными и точными результатами, в пространственно-временной развертке. Если вы когда-либо видели что-то типа этого:

...то это данные gramet. Хотя в погоду как на картинке лично я бы летать не стала.
для работы с Огиметом пригодится такая штука как конвертор GPS-координат , я добавлю еще один - умеющий три формата, чтобы было из чего выбрать.

http://windguru.cz - удобный и наглядный сайт про погоду на заданной точке. Показывает ветер, температуру, осадки, три уровня облачности на раз в три часа. Поддерживает пользовательские точки наблюдения, довольно точен.

http://skyvector.com - накладывает на карту даныне о ветрах по высотам, спутниковые снимки облачности, дает METAR/TAF по аэродромам.

И мой личный обитатель черного списка по погоде - сайт meteocenter.asia Возможно, я "просто не умею его готовить", но с тех пор как на Северке он мне в видимость 100 давал CAVOK, я отношусь к нему с опаской.

3. Минимальные безопасные высоты, выбор эшелона

Минимальная безопасная высота - это высота, на которой вы будете спокойно себя чувствовать в нулевую видимость на маршруте. На картах ее можно видеть как большие бледные цифры в ячейках координатной сетки. На равнине это будет максимальная высота над уровнем моря в ячейке+1000 футов, в горной местности - максимальная высота над уровнем моря в ячейке+2000 футов.

Для меня удобнее всего прикинуть маршрут по тому же Скайвектору и выбрать эшелон, равный или выше минимально безопасной высоты по маршруту. Можно пойти и ниже, криминала в этом нет, но помнить, сколько нужно набрать, если видимость внезапно ухудшилась - необходимо.

4. Частоты, заходы, карты-схемы аэродромов

AirNavigation Pro предоставляет данные о частотах и позывных аэродромов и(иногда) FIR-зон. Но стопроцентно полагаться на это не стоит.

Даже если вы летите визуально, готвиться по этому пункту надо. Не всегда хорошо слышно по радио, на какую частоту и какой позывной вас передают, а если посадка происходит на большой загруженный аэропорт, ваш маршрут до стоянки может проходить через 5-6 рулёжек, а follow-me car'а может и не быть - схему руления стоит изучить, а лучше распечатать и подготовить перед посадкой.

http://www.caiga.ru - AIP по России. Здесь можно найти карты-схемы заходов, руления по международным и внутренним аэропортам России.
http://maps.aopa.ru - для аэродромов и площадок поменьше можно поискать информацию тут.
Вообще почти для любой страны ICAO можно в случае безысходности поискать в интернете AIP-ы.

книга AD посвящается аэродромам
в книге ENR можно найти карты маршрутов и частоты диспетчеров
Если страна совсем незнакомая, есть смысл заглянуть в раздел National Regulations

http://avialog.ru/articles/125-otsenka-pogody-v-maloy-aviatsii/ - еще про оценку погоды, точнее и подробнее, чем у меня. Автор честно готовил информацию.
Tags: самолетовождение, самолеты
Subscribe

  • АвиаFAQ

    Ну, пора уже, наверное. CPL/ME/IR/CFI(A) получены, энное количество сотен часов налётано. И на эти вопросы как-то приходится отвечать одно и то же.…

  • If you want to fly in China... или ужасы китайской авиации

    Сразу вот тут, в заголовке. К китайской ГА этот пост отношения не имеет - я за неё не знаю. Это просто подборка недоразумений, которые случились у…

  • Китайского АОНа псто

    Мне в последнее время категорически лень что-то писать, даже про такую захватывающую авантюру как ШП2017. Отклика аудитории полтора лайка (безусловно…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments