Category: общество

Category was added automatically. Read all entries about "общество".

я

100 дней в Камбодже: 92

Третий день мусорные пакеты с улицы никто не вывозит. В них гуляют тощие голодные курицы и ковыряются дети. Вчера вынесла старые дождевики и пустой баллончик из-под йада - мигом растащили. А сегодня Фрэнк открыл тайну, почему всё так. Оказывается, все городские службы сконцентрировались на очистке основных улиц города перед Фестивалем Воды и временно подзабили на трущобные щели типа нашей. К. Камбоджа. Фестиваль воды через неделю, а проехать трудно уже сейчас. Думаю, что делать - мы ж в нём утонем.

Из Россий понаехал Паша, вечером сидели с Серёгами пили вкусное с сыром. Малый Серёжа каким-то сарафанным радио нашёл себе фильтр на мотоцикл и слегка подобрел. В остальном совершенно матрасный день, не считая того, что Самурай вдруг принял активное участие в придумывании сольника и дал ряд дельных советов по переходам между движениями. Засняла на видеокамеру, заценила собственную слегка угловатую пластику, пропёрлась и решила, что не буду её искоренять, она похожа скорее на почерк чем на косяк.

Большой Серёжа рассказал про дальнейшие перспективы рейсов в отдалённые провинции - типа он там с русским населением СиемРипа на эту тему общался и пришёл к перспективным соглашениям. Думали как протащить полёты формациями, чтобы не испугались диспетчера - придумали.

В рамках обновления турконтактов заглянула в АзияВэльюТрэвел, который когда-то давным-давно окучила самолично, поздороваться и поболтать. Возможно, мне кажется(тут в монолог призывается эксперт lanapsara), но неформальное и дружеское общение с кхмерами на рабочие вопросы даёт гораздо больше позитива и желания дальнейших совместных затей. По крайней мере мы с тётушкой в АВТ поулыбались друг другу, дружно посетовали на малое количество туристов, которые из-за дождей что-то не наплывают, она спросила у меня, могу ли я летать при такой погоде - я в ответ заверила её, что кони стоят пьяные, хлопцы - запряжённые, а она меня - что пришлёт всех, кого поймает. На чём и расстались.

А вечером вернулась пропавшая куда-то на сутки кошка. Для меня даже оказалось некоторым сюрпризом, что я так скучала по этой рыжей заразе. Чесать, гладить, кормить и получать в ответ урчание, мурчание и пушение.
я

Революция Кхмер Руж глазами погибших и выживших - часть 3

Elizabeth Becker - When the war was over - Cambodia's Reign of Terror

Когда Бофану привезли в клинику, ей что-то вкололи в оба бедра в качестве лекарства. Оба бедра раздулись и воспалились. Случился выкидыш. Её выписали из клиники и отправили домой восстанавливаться и ждать Дефа.

Она написала Дефу другое письмо, рассказывая в нём о лечении в клинике, её лихорадке, как её бёдра почти получили абсцесс, и что ей необходимо было снова выйти на работу через два дня после возвращения из клиники. «Я начала работать через два дня после возвращения из клиники, но у меня нет сил. Я истощена. От лекарств моё сердце колотится чаще и горит в груди. Возможно что-то не так с внутренними органами. Мой дорогой, ты мог бы послать мне кое-каких лекарств, вроде тетрациклина и килограмм сахара или просто дождаться дня, когда я больше не нужна буду на работе».

Деф, должно быть, почувствовал отчаяние, когда прочел предсказание Бофаны, что она умрёт, что «не будет больше нужна на работе». Он написал ей письмо, пометив конверт «сверхсрочно,» и отправил его специальным курьером, которого попросил убедить шефа кооператива разрешить Бофане приехать к нему в Пном Пень. Это был глупый поступок, и последствия не заставили себя долго ждать. Шеф кооператива не только отказал Бофане, он начал тайное расследование её истории, обратившись к местной полиции безопасности.

Collapse )

У Беккер есть отдельная книга, посвящённая Бофане, написанная на основании её дела,  найденного в архивах Туол Сленга. Эта женщина стала чем-то вроде Анны Франк кхмерской революции, её именем назван проект восстановления истории Камбоджи XX века и ранее http://bophana.org .

я

Революция Кхмер Руж глазами погибших и выживших - часть 1

Elizabeth Becker - When the war was over - Cambodia's Regin of Terror

Вот истории жертв этого поиска чистой революции.

ПЕСНЬ О ТОВАРИЩЕ ДЕФЕ — РАЗРУШЕНИЕ ЛИЧНОЙ ЖИЗНИ

Хот Ли Сита и Хот Бофана, дальние родственники, родились и выросли в Восточном Барае, вечной ярмарке из 20 000 человек и известном перекрёстке дорог провинции Компонг Том. В 1965, когда настало время, Ли и Бофана обручились и Ли отправился учиться в пагоду, согласно традиции. После пяти лет учёбы он вернулся в Восточный Барай и начал учиться, чтобы получить лицейский диплом.

Наступил 1970, началась война. Барай стал центром первых серьёзных боевых столкновений. Две операции Лон Нола — Ченла-1 и Ченла-2 — предназначались для захвата треугольного участка территории к северу от Пном Пеня, включавшего Барай и являвшегося географическим центром страны. В первую операцию Ченла Барай был сдан Северо-вьетнамской армии. Во второй операции годом позже войска Лон Нола снова заняли его, но в октябре он опять был потерян во время контратаки Северо-вьетнамских войск, сражавшихся на стороне растущих сил Кхмер Руж, на этот раз — до конца войны. В 1973, когда Кхмер Руж установили свой контроль над территорией, именно возле Барая, по сведениям, они совершили свои первые зверства в отношении гражданских.

Collapse )

я

Кхмерский матриархат русскими словами

Мне по здравому размышлению показалось, что то, что в западном обществе почитается за матриархат, не более чем нежизнеспособная на него пародия и фантазии на тему "женщина на месте мужчины" со всеми прилагающимися мужскими глупостями в духе бушковской "Анастасии". А как выглядит устройство семьи в Камбодже, честно говоря, порадовало меня разумностью и всеобщим пониманием, кто в семье для чего и почему.

Мне жаль, что пост, который натолкнул меня на эти мысли, находится в подзамочном дневнике. Возможно, со временем у меня получится составить подобный, не занимаясь рерайтингом, а на основе собственных наблюдений. Я бы с огромным интересом дружила с кхмерскими женщинами; похоже, что это уверенные в себе, полные достоинства и чувства ответственности люди. 
я

Окончательная революция - что Кхмер Руж понимали под коммунизмом и как собирались этого достичь

Elizabeth Becker - When the war was over - The Ultimate Revolution

«И это мы должны называть высочайшим значением нашей великой победы для международной арены, поскольку никогда ранее не происходило подобного в истории мировых революционных войн... Одержать подобную победу всего за пять лет — это очень быстро. Поэтому партия постановила, что усилия нации будут отныне брошены на создание процветающей страны с продвинутым сельским хозяйством и промышленностью, и на молниеносное улучшение уровня жизни нашего народа» - Победная речь Пол Пота, июль 1975

«Весь эксперимент казался чудовищным безумием, в котором все правила логики и принципы экономики были перевернуты вверх тормашками. Как будто целая нация единым движением оставила и разрушила свои дома и хижины... и в полном составе переселилась в какие-то иллюзорные здания... ацию] выманивал, подталкивал и направлял, как пастух направляет стадо, в это сюрреалистическое предприятие один-единственный обыкновенный, прозаичный, довольно трезвомыслящий человек, чей разум внезапно оказался заражен полуреальным полусомнамбулическим видением, человек, присвоивший себе право быть высшим судьей и архитектором, подобно современному сверх-Фараону.» - историк Исаак Дойчер о второй революции Иосифа Сталина в СССР в поздние двадцатые

«Китайские вожди торопились; они хотели быстрых результатов. Они надеялись сократить несколько десятилетий, требующихся для индустриализации и экономического развития, до трех или четырех, максимально — пяти лет. Они надеялись достичь этого заставляя людей работать усерднее и одновременно предпринимая усилия к развитию индустрии и сельского хозяйства — вкратце, с помощью Большого Скачка.» - Профессор Видья Пракаш Датт о китайском Большом Скачке в поздние пятидесятые.

Теперь Камбоджа была в руках Кхмер Руж, которые замыслили ни много ни мало а окончательную революцию. Они собрали как мозаику коммунистическую программу изменений и заявили, что ей необходимо следовать «абсолютно и полностью» и «стремительно». В одно мгновение была упразднена частная собственность. Из городов и городков были эвакуированы все жители и переселены в сельскую местность. Все, что производила страна, на полях или на фабриках, отныне стало собственностью государства. Все передвижения контролировались государством. Страна была отрезана от внешнего мира. Остались только революционные классы населения — солдаты, рабочие, крестьяне и политические кадры. И вся власть была сосредоточена в руках Коммунистической Партии Кампучии, всё еще называвшей себя Ангка.

Collapse )

Этой главой начинается та часть истории, в которой читателю предстоит раз за разом хвататься за голову. Именно о ней Пол Пот скажет в своём историческом интервью "Нас нельзя судить, мы были как дети, мы прокладывали наш путь на ощупь". Потрясающая смесь дикарского сознания, иностранных примеров, высоких идей и примитивной реализации, мистических страхов и предельной, жестокой практичности. Основная часть крови тоже будет тут, в октябрьской части перевода. Параллельно переводу читала "Песочные часы" Гурницкого и "Пепел четырёх войн" Ильинского. Дежурно рекомендую для полноты картины, одного в эмоциональном, второго - в фактическом плане.

Большей частью у меня не будет комментариев к переведённому. Но мне будет очень интересно услышать ваши отзывы и поделиться впечатлениями.

я

Нео-кхмеризм, американская помощь и другие фантазии Лон Нола

Elizabeth Becker - When the war was over - the White Crocodile

Позже Лон Нол выразил свои идеи в тонкой книжице под заголовком «Нео-кхмеризм», которая была переведена на французский. Опубликованная правительством Пном Пеня как официальный манифест Лон Нола, работа представляла собой поверхностное прочтение кхмерской истории, призванное прославить Камбоджу и кхмерскую расу в ущерб соседям. В одном из параграфов Лон Нол описывал падение Ангкорской Империи:

На пике своего величия наша страна получила имя Ченла Богатой и ее народ наслаждался мирной, комфортной жизнью. Эта сладкая жизнь была забыта под угрозой войны, и кхмерский народ, познав сперва период славы и мира, пережил вторжение сиамов в четырнадцатом столетии. В 1432 им пришлось перенести столицу из Ангкора в Удон. В семнадцатом и восемнадцатом столетиях, двойная атака аннамитов[вьетнамцев] и сиамов[тайцев] посеяла разруху в стране и люди, вкусившие прежде мощи и славы, вступили в сложный период, поскольку на тот момент на горизонте появился европейский колониализм. Англичане с одной стороны и французы с другой, благодаря современному вооружению, поделили между собой Индокитайский Полуостров, а потом и вся Азия попала под «власть белого человека».

Collapse )
Кстати, тот самый плакатик. Нашла его.

я

Как Сианук воевал с коммунистами, часть вторая

Elizabeth Becker - When the war was over - Path of betrayal

Сианук провел выборы, чтобы сохранить власть, в отличие от Нго Дин Дьема, который отказался проводить общенациональные выборы в 1954, опасаясь победы Хо Ши Мина. Народ Северного Вьетнама, с согласия Китая, принял нейтралитет Сианука как тактически выгодный для своей ситуации. Нейтральная позиция Камбоджи помогала коммунистам Азии, которые боялись любого увеличения американского военного присутствия в регионе, заодно направляя коммунистов Камбоджи все увереннее в сторону политического забвения, что и было целью Сианука.

Collapse )
Вот на этом этапе понимаешь, что до сих пор Сианук тоже как-то держал себя в рамках, соблюдал правила игры на том уровне, который считал достаточным, чтобы показать противнику, что с ним лучше не ссориться. А потом как будто перестал воспринимать коммунистов как людей близкого себе сорта и окончательно перевел в разряд "больших и черных",  с которыми можно не церемониться. Ну а что с ними еще делать, если своего политического поражения они не признают, к королевской власти не присоединяются и очевидно хотят не блага стране(причинение всех мыслимых благ стране, которых они могли ей хотеть, Сианук уже присвоил), а просто выгнать короля? Явно не церемониться.

я

Мрачные сказки и экскурс в кхмерскую ментальность

Elizabeth Becker - When the war was over - Path of Betrayal

С ранних лет дети в Камбодже впитывают культуру через народные кхмерские сказки — истории, полные непристойностей, зачастую черного юмора, вкуса к чувственным наслаждениям и отличной еде. Мир этих историй населен могущественными министрами короля, жадными крокодилами, мудрыми кроликами и обычными кхмерами, позволяющими своим страстям возобладать над здравым смыслом. Сказки бесконечны и в сюжете одно громоздится на другое, отражая случайности сельской жизни, про которую они рассказывают, жизни во власти стихий и буддистского фатализма. Эти истории, как сами жизни, о которых они повествуют, зачастую внезапно обрываются. В них нет явных уроков морали, и иногда даже смысла. Их сокровищница только отражает, как жизнь может быть наполнена неожиданным, и как в нее вплетается насилие, и как нужно бороться, чтобы найти путь к лучшей судьбе в будущем воплощении. Вот одна из этих сказок, под названием «Коварная Женщина».

Collapse )

Вот с этого момента я начала отслеживать у себя мысли, обратные фундаментальной ошибке атрибуции. И подозревать, что не все так просто с кхмерами, раз они умудряются раз за разом так попадать. В копилку записей, которые я обещаю выложить попозже, ложится рассказ шефпилота нашей конторы Шейна о том, как он спросил у родителей своей женщины "А как оно было при Красных Кхмерах?". Наглый толстый реднек вполне мог себе позволить безнаказнно задать этот вопрос и даже получить ответ на него от обоих :)

я

Балы, кружки революционеров и кхмеры в их безобидной ипостаси

Elizabeth Becker - When the war was overr - The birth of modern Cambodia

Свадьба, которую Тирит организовала по прибытию в Париж, была тщательно подготовленной композицией в духе эпохи, попурри старого буржуазного Пном Пеня и политически активного студенчества, еще не ставшего революционерами. Пара арендовала бальную залу для случая и пригласила всех, кого только знали. Присутствовал камбоджийский представитель в Париже(его жена близко дружила с Тирит), все камбоджийские студенты и знакомые марксисты Сари, студенты из колонизированных народностей Вьетнама, Туниса, Алжира и Марокко. Гостей попросили скинуться по 200 франков на торжество, и почти все вложились. Тирит даже уговорила Прасита, как довольно талантливого шеф-повара, позаботиться об угощении. Это была последняя счастливая встреча, которую помнила Тирит, когда все ее друзья из Камбоджи собирались вместе без споров. «Между нами не было различий,» - сказала она, - «Мы были все вместе».

Collapse )



От балов и студенческого энтузиазма к статьям о вреде монархии и романтическому уходу в леса к партизанам. Кровавого кошмара, которым это все закончится, пока ничто не предвещает. Не знаю как вы, а я очень хочу разглядеть ту точку невозврата, за которой желатель блага своему народу начинает творить лютый трындец.
я

Французы - не только вредные но и полезные

Elizabeth Becker - When the war was over - The birth of modern Cambodia

Нородом не вмешивался в столкновение, наблюдая и надеясь на скорую капитуляцию французов, которая так в итоге и не наступила. Наконец в августе 1886 он заключил, что должен действовать... для того чтобы переиграть набравшего популярность Си Воту, который уже мог заявить о правах на трон. Вместе с тем Нородом лелеял наивную надежду, что французы будут благодарны ему за помощь и отзовут свои невыносимые требования.

Он составил воззвание, в котором говорил, что Франция вернула ему большую часть власти над королевством, что было большим преувеличением, а потом лично проехал по провинциям вместе с королевской охраной, убеждая людей сложить оружие и положить восстанию конец. Это было не первым и не последним двойным предательством в кхмерской внутренней политике, которое на первый взгляд оказалось успешным. Французы предали Нородома, позволив ему верить в то, во что он хотел, а он сам предал свой народ, обещая гораздо больше, чем мог предложить.

Collapse )

В общем, нашли французы Анкор Ват и в первый же год после находки привезли туда двести туристов. И понеслось, Hotel National, взрывной рост соседней сиамской деревушки до размеров города Siem Reap, а главное - потрясающий вывод о том, что Анкор Ват это, мол, храм. С другой стороны, что взять с историков начала века? У них если что-то древнее, большое и на первый взгляд бессмысленное, то это точно либо храм либо мавзолей. Территорию реставрировали, джунгли подвинули, а на территории "храмового" комплекса начали проводить экскурсии и массовые мероприятия.
Collapse )А про Анкор Ват у меня накопилось много интересного, если хотите.
Хотите?

Poll #2050703 Анкор Вата опрос

Делаем отдельный пост про Анкор Ват и соседние храмы?

Делаем, конечно!
7(77.8%)
Да ну нафиг эту конспирологию
0(0.0%)
Только промзона!
0(0.0%)
Только цивилизация!
0(0.0%)
Инопланетяне рулят!
0(0.0%)
Нууу... давааай если не леень...
2(22.2%)